Обычная версия | А А А | Отключить изображения

Экспериментальная деятельность

С 2008 года подразделение ведет работу по внедрению регионального компонента в образовательный процесс учреждения по теме «Апробация УМК и учебника Байкаловедение».

Работа по апробации УМК «Байкаловедение» в 2013/2014гг в подразделении ведется педагогами: Молчановой Н.В., Окуловой В.Г., Владимировой А.П., Темниковой Т.Н.

На основании Распоряжения Министерства образования Иркутской области №268-мр от 22.03.2011, был составлен приказ по учреждению о ведении экспериментальной деятельности по апробации учебника «Байкаловедение» (№91/1 от 05.09.2013г).

РАспоряжение обл по эксперименту.jpg                            приказ по эксперименту.jpg

Тема исследования:

Апробация учебно-методического комплекса

«Байкаловедение» в МБОУ ДОД «Эколого-биологический Центр»

Руководители эксперимента

1. Игольницына Л.М., зав ЭИЦ ИИПКРО, к.б.н.

2. Хлиманкова Е.С., к.б.н.

Цель эксперимента:

Апробация и корректировка экспериментальной учебной программы для учащихся 5 классов «Байкаловедение», доработка УМК, включающего в себя учебное пособие, программу и методическое пособие для учителей с целью развития Иркутского областного регионального компонента.

Задачи эксперимента:

1. определить уровень предлагаемого набора средств обучения в имеющемся УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств.

2. подобрать оптимальные методы и средства и организационные формы обучения предмету.

3. создать условия для создания у школьников знаний о ценности, уникальности и престижности сохранения озера Байкал.

4. создать условия для определения и реализации культурного потенциала каждого ученика, воспитание таких качеств личности как экологическая грамотность, экологическая культура, патриотизм, гражданственность, толерантность, нравственность.

5. способствовать развитию исследовательских, аналитических, познавательных способностей обучающихся.

Объект исследования:

Процесс обучения разновозрастных воспитанников МБОУ ДОД «ЭБЦ» с использованием программ учебного курса «Байкаловедение». Формирование системы экологических ценностей и представлений.

Предмет исследования:

Формирование у обучающихся положительной мотивации на решение природоохранных проблем байкальского региона и необходимости разумного отношения к окружающей природе.

Гипотеза эксперимента:

Целенаправленное изучение фактического материала УМК «Байкаловедение» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения позволят сформировать у обучающихся систему экологических представлений, связанную с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы, воспитает экологически культурного, грамотного жителя региона. А именно:

· расширит знания об уникальности озера Байкал, ценностях и престижности сохранения природы Байкала и Прибайкалья;

· будет способствовать формированию личности с экоцентрическим типом экологического сознания;

· сформирует систему умений и навыков (технологий) компетенций, ценностных ориентиров поведения и взаимодействия человека с окружающей природой (средой).

Нормативная база эксперимента

1. Распоряжение Министерства образования Иркутской области «Об экспериментальной апробации учебно-методических комплектов по «Байкаловедению» № 268-мр от 22.03.2011.

2. Приказ по учреждению МБОУ ДОД «Эколого-биологический Центр» «Об экспериментальной апробации учебно-методических комплектов по «Байкаловедению» № 91/1 от 05.09.2013г.

Кадровое обеспечение эксперимента

Ф.И.О. педагога

Должность

Роль в эксперименте

1

Молчанова Н.В.,

Владимирова А.П.

Окулова В.Г.

Темникова Т.Н.

Педагоги

Дополнительного образования

Проведение

экспериментальной работы

2

Темникова Т.Н.

Психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

Проведение диагностики

3

Рубцова В.А.

Зам.директора по УВР

Контроль за проведением эксперимента

Материальное обеспечение эксперимента

  1. Учебник «Байкаловедение» для 5 кл. (автор Е.Н.Кузеванова) – 20 шт
  2. Учебник «Байкаловедение» для 6-7 кл. ( Е.Н.Кузеванова) 2007г – 14 шт, 2011г-30 шт
  3. Программа «Байкаловедение» для учащихся 5,6,7 классов (Е.Н.Кузеванова, Н.В. Мотовилова) – 1 шт
  4. Материалы для апробации учебного пособия «Байкаловедение» для учащихся 5 классов (бумажный и эелектронный вариант)
  1. Физические и контурные карты к учебному пособию.
  2. Справочные материалы по флоре и фауне Прибайкалья.
  3. Атлас Иркутской области – 2 шт
  4. Фото-определитель «Редкие виды растений южного Прибайкалья» (составитель АА Тулин, АС Красопевцева, ВМ Краснопевцева, АМ Зарубин).
  5. Экологически чистые сказки с берегов Байкала. Книжка 1, 2, 3( С Бунтовская)
  6. Атлас-определитель «Птицы» (ВВ Попов)
  7. Олимпиада по Байкаловедению (Е.Н.Кузеванова)
  8. Море загадок (ВВ Тахтеев)
  9. Учебное пособие «Байкаловедение» (О.Г. Пенькова)
  10. Экологический туризм на Байкале.jpg  Байкаловедение.jpg  удивительный мир Байкала.jpg

Повышение квалификации по эксперименту

№ п/п

Тематика

Год

ФИО педагога

Форма

1

Экология озера Байкал. Байкаловедение.

2007г

Бусыгина И.Г.

Молчанова Н.В.

Курсы

2

Методика проведения опытно-экспериментаьных исследований по апробации УМК «Байкаловедение» в ОУ Иркутской области.

2008г.

Молчанова Н.В.

Обучающий семинар

3

Апробация УМК Байкаловедение в ОУ Иркутской области.

2010г.

Молчанова Н.В.

Отчетный семинар

4

Опытно-экспериментальные исследования по апробации УМК «Байкаловедение» в образовательных учреждениях Иркутской области.

2011г.

Бусыгина И.Г.

Отчетный семинар

5

НПК «Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

2012г.

Молчанова Н.В.

Отчетная конференция

6

НПК «Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы»

2013г

Окулова В.Г.

Отчетная конференция

7

Областная НПК «Экологическое образование, экологическая культура для устойчивого развития ОУ в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы»

2014г

Молчанова Н.В.

Владимирова А.П.

Отчетная конференция

Разработка программно-методического обеспечения по эксперименту

№ п/п

Годы

Продукт деятельности по эксперименту

1

2008/2009

1. Элективный курс «Экологический туризм на Байкале» на 34 часа для учащихся 9 классов.

2. КТП «Байкаловедение» на 134 (144)часа на основе программы Е.Н.Кузевановой для 6-7классов.

2

2009/2011

3. Спецкурс «Байкаловедение» на 34 часа для учащихся 8 классов МОУ СОШ №12.

4. Программа «Загляни за горизонт», блок «Озеро Байкал-объект всемирного наследия» на 42 часа.

3

2011/2012

1. Программа «Удивительный мир Байкала» на 72 часа для учащихся 5 класса МОУ СОШ №3.

2. Программа «Путешествие в страну Байкалию» на 1 г.о., 144 часа для учащихся С(К)ОШ № 27.

4

2012/2013

1. Программа «Байкал – жемчужина Сибири» на 2г.о по 144 ч каждый для учащихся 5-6 кл С(К)ОШ №27

Учебная деятельность по эксперименту. Охват учащихся по школам

№ п/п

Годы

Рейтинг школ-участниц экспериментальной деятельности

(в рамках сотрудничества)

1

2008/2009

6 кл МОУ СОШ №42 – Владимирова Алена Павловна.

6 кл МОУ СОШ № 32 – Осипова Екатерина Николаевна.

7 кл МОУ СОШ №37 - Молчанова Наталия Викторовна.

2

2009/2011

8 кл МОУ СОШ №12 – спецкурс «Байкаловедение»

6 кл Гимназия №1 - программа «Загляни за горизонт», блок «Озеро Байкал – объект всемирного наследия» (42 ч)

3

2011/2012

5 кл МОУ СОШ №3 – программа «Удивительный мир Байкала»,

4 кл МОУ СОШ №3 – программа «Удивительный мир Байкала»,

3 кл С(К)ОШ №27 – программа «Путешествие в страну Байкалию»

4

2012/2013

5 кл МБОУ СОШ № 42 – программа «Удивительный мир Байкала»

5 кл С(К)ОШ № 27 – программа «Байкал – жемчужина Сибири»

5

2013/2014

5 кл С(К)ОШ №27 - программа «Удивительный мир Байкала»

6 кл С(К)ОШ № 27 - программа «Байкал – жемчужина Сибири»

7 кл С(К)ОШ № 27 - программа «Байкал – жемчужина Сибири»

9 кл С(К)ОШ № 27 - программа «Удивительный мир Байкала»

Воспитательные мероприятия для учащихся городских школ по эксперименту

№ п/п

Годы

Продукт деятельности по эксперименту

1

2008/2009

1. День Байкала на базе о/л «НАДЕЖДА»

· Игровое мероприятие «Путешествие вокруг озера Байкал».

· Викторина о Байкале.

· Фильм о Байкале.

2

2009/2010

1. Городской конкурс «Байкальский марафон» для учащихся 7-8 классов:

- конкурс плакатов в защиту Байкала;

- конкурс макетов Прибайкалья;

- конкурс презентаций «Мой путеводитель по Байкалу».

2. Городской конкурс-игра «Юный краевед»

3

2010/2011

1. Городской конкурс, посвященный Дню Байкала.

2. Городской конкурс-игра «Юный краевед»

4

2011/2012

1. Городской конкурс-игра по экологическому краеведению «Байкалу посвящается».

5

2012/2013

1. Месячник, посвященный Байкалу (конкурсы рисунков, плакатов, поделок, исследовательских работ, проектов).

2. Городской конкурс-игра «Юный краевед».

3. Городская викторина по Байкаловедению.

6

2013/2014

1. День Байкала (конкурсные мероприятия, посвященные Байкалу).

2. Городской конкурс «Я живу в Прибайкалье».

Рисунок4.jpg Рисунок3.jpg

Рисунок2.jpg  Рисунок1.jpg

Итоги прохождения программного материала

экспериментального курса «Байкаловедение»

В декабре и мае проводился мониторинг обученности учащихся в рамках эксперимента. основным критерием был вектор прохождения программного материала по байкаловедению. В результате анализа полученных данных было выявлено:

ФИО педагога

Программа

Год обучения

по программе

Прохождение программного материала за полугодие (%)

Качество знаний

Молчанова Н.В.

5 класс С(К)ОШ №27

«Удивительный мир Байкала»

1 г.о.,

144ч

100%

43%

Окулова В.Г.

6 класс С(К)ОШ №27

«Байкал – жемчужина Сибири»

2 г.о.,

144ч/144ч

100%

20%

Владимирова А.П.

9 класс С(К)ОШ №27

«Удивительный мир Байкала»

1 г.о.,

144ч

100%

50%

Темникова Т.Н.

7 класс С(К)ОШ №27

«Байкал – жемчужина Сибири»

2 г.о.,

144ч/144ч

100%

90%

ИТОГО


100%

51%

Вывод:

2. Для проведения эксперимента взяты параллели классов коррекционной школы №27: 5А и 5Б классы, 6А и 6Б, 7А и 7Б, 9А и 9Б.

3. Прохождение программного материала в творческих объединениях, работающих по эксперименту «Апробация УМК и учебника «Байкаловедение» (экспериментальные группы) за 2013/2014гг составляет 100%.

4. Качество знаний в 5 кл С(К)ОШ №27 – 43%, в 6 классе – 64%, в 7 классе – 90%, в 9 классе – 50%. Средний показатель – 51%. Успеваемость – 100%.

5. Итоги административного среза знаний у учащихся контрольных групп составляют: качество знаний –29,5%, успеваемость – 100%.

6. В результате проведенного анализа диагностики психометрических данных было выявлено, что учащиеся экспериментальной группы отличаются от учащихся контрольной группы уровнем памяти, внимания, воспитанности (критерий «отношение к природе»).

Результативность участия детей в конкурсах, НПК, мероприятиях